Яндекс.Метрика Промежуточный отчет

Промежуточный отчет

Печать
PDF

Главное управление образования Гродненского облисполкома

 

Учреждение образования «Гродненский государственный

профессиональный лицей строителей №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель проекта

___________О.А.Соловьева

«_____»______________2019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ

по проекту Внедрение модели формирования профессиональных и личностных компетенций учащихся учреждений профессионально-технического и общего среднего образования в рамках шестого дня

(2018/2020г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019

Рассмотрен на заседании педагогического совета учреждения образования «Гродненский государственный профессиональный лицей строителей №1»

Протокол № 6 от 24.04.2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Промежуточный отчет

по проекту Внедрение модели формирования профессиональных

и лличностных компетенций учащихся учреждений профессионально-

техтехнического и общего среднего образования в рамках шестого дня

 

1.     Руководитель проекта: Соловьева Ольга Алексеевна, начальник

отдела методического обеспечения содержания и форм воспитательной работы УО РИПО

2.     Цель проекта:

внедрение содержания и форм организации работы с учащимися лицея и общего среднего образования в рамках шестого дня

3.     Задачи проекта:

1.    Провести анкетирование среди первокурсников с целью определения количества учащихся, на профессиональный выбор которых оказали влияние мероприятия профориентационной направленности в  лицее.

2. Провести диагностику коммуникативных и организаторских способностей, мотивации, ценностных ориентаций, уровня творческой активности учащихся лицея.

3.  На основании мониторинга разработать программу поэтапного развития профессиональных интересов и способностей учащихся на 2018/2019 учебный год.

4. Разработать план мероприятий в лицее по каждому блоку в соответствии с моделью организации «шестого дня».

5.     Составить общий график посещений лицея на первое и второе полугодия.

6.     Разработать и апробировать программу Школы волонтера.

7.     Разработать и внедрить программу Школы лидерства.

4.     Гипотеза проекта: полагаем, что процесс формирования и развития

у учащихся потребности к самостоятельной творческой деятельности, к прогнозированию своего профессионального и личностного роста будет эффективным при активном внедрении в образовательный процесс таких направлений как Школа волонтёра, Школа лидерства, инновационное, техническое и художественное творчество; спорт и туризм путем активного включения учащихся во внеурочную занятость в шестой день.

 

 

 

 

 

 

 

Критерии и показатели, по которым определяется эффективность инновационной деятельности

 

Критерии

Показатели

Профессиональная направленность

·              уровень заинтересованности в овладении профессией;

·              сформированность профессиональных представлений;

·              профессиональные ценности и предпочтения;

·              устойчивость профессиональной направленности;

·       степень вовлечённости учащихся в проведение   мероприятий профессиональной направленности;

·             сформированность профессионально значимых качеств учащихся;

·              уровень организованности, ответственности;

·              мотивация к труду;

·              психологическая готовность к трудовой деятельности

Уровень формирования и развития личностных качеств

·               социальная адаптированность;

·               коммуникативные умения и культура речи;

·               способность к саморегуляции;

·               степень освоения правил конструктивного общения;

·               развитие лидерских качеств;

·               степень развития молодежных инициатив

 

Внеучебные интересы и самореализация личности

·               интересы и потребности учащихся;

·               вовлеченность в культурно-досуговую деятельность;

·               сформированность ценностного отношения к жизни;

·               занятость в объединениях по интересам;

·  направленность на овладение профессиональной деятельностью

5.     Срок реализации: 2018/2019 и 2019-2020 учебные годы

6.     Перечень учреждений образования: 

Учреждение образования

Специальность

УО «Гомельский государственный профессионально-технический колледж бытового обслуживания»

Парикмахерское искусство и декоративная косметика.

Технология производства швейных изделий.

УО «Гродненский государственный профессиональный лицей строителей № 1»

Монтажник строительных конструкций.

Электросварщик ручной сварки. Станочник деревообрабатывающих станков.

Монтажник технологического оборудования и связанных с ним конструкций.

Электросварщик ручной сварки.

ГУО «Клецкий сельскохозяйственный профессиональный лицей» Минской области

Парикмахерское искусство и декоративная косметика.

Коммерческая деятельность.

Технология хлебопекарного, макаронного и кондитерского производств.

УО «Витебский государственный индустриально-технологический колледж»

Техническое обеспечение сельскохозяйственных  работ.

Техническое обеспечение дорожно-строительных  и мелиоративных работ.

Эксплуатация и ремонт автомобилей.

7.     Участники инновационного проекта:

Специальность

Номер группы

Курс

Кол-во учащихся

Кол-во педагогов

Контрольные группы

«Монтаж технологического оборудования, трубопроводов и металлоконструкций»,

«Технология сварочных работ».

405

1

28

1

«Технология сварочных работ». «Производство строительно-монтажных и ремонтных работ»

399

2

30

1

Экспериментальные группы

«Отделочные строительные работы»

402

1

30

1

«Отделочные строительные работы»

396

2

30

1

«Производство строительно-монтажных и ремонтных работ», «Технология сварочных работ».

403

1

30

1

«Производство строительно-монтажных и ремонтных работ», «Технология сварочных работ».

397

2

30

1

«Столярные, паркетные и стекольные работы», «Эксплуатация оборудования и технология деревообрабатывающих производств».

404

1

30

1

«Столярные, паркетные и стекольные работы», «Эксплуатация оборудования и технология деревообрабатывающих производств».

398

2

30

1

Итого

 

 

238

8

   

Ученики школ из числа юношей 9 и 10 классов ГУО «Средняя школа №40» (18 чел), ГУО «Средняя школа №3» (17 чел), ГУО «Средняя школа №15» (7 чел), ГУО «Средняя школа №33» (18 чел), ГУО «Средняя школа №26» (6 чел)  города Гродно и их родители.

Представители организаций: ОАО «Союзпроммонтаж», ЗАО «Теста», УГП «Трест Гродногорстрой»

Результаты:

-        увеличение количества учащихся лицея, вовлеченных в волонтерские отряды;

-  развитие у учащихся коммуникативных и организаторских способностей, лидерских навыков;

-        вовлеченность учащихся в общественно значимую и культурно-досуговую деятельность;

-       сформированность у учащихся лицея и школ ценностного отношения к жизни;

-       занятость учащихся в объединениях по интересам;

-   направленность учащихся на овладение профессиональной деятельностью.

8.     Основные результаты деятельности:

Инновационная работа по проекту осуществлялась в соответствии с задачами и календарным планом работы на 2018/2019 учебный год.

На первом, прогностично-проектировочном этапе, в течении сентября 2018 года:

Создана рабочая группа в составе заместителя директора по учебно-производственной работе Голод Я.И., методиста Поляковой Ж.М., преподавателя Колонтай Е.Р., педагога-организатора Солдатенко Л.М., инженера-программиста Швед В.Ю., издан приказ № 142-од от 03.09.2018 года.

Разработан календарный план на 2018/2019 учебный год, назначены ответственные за исполнение плана из числа педагогических работников лицея.

Рабочая группа изучила нормативные документы, научную и методическую литературу по теме инновационной деятельности.

Определены контрольные и экспериментальные группы лицея по внедрению инновационного проекта. Проведена разъяснительная работа с учащимися экспериментальных групп.

Спланирована работа центров:

- оздоровления и физического совершенствования;

- развития творческих и интеллектуальных способностей;

- экскурсионно-краеведческого;

- детских инициатив;

- трудовых дел и профориентации.

 Разработана программа поэтапного развития профессиональных интересов и способностей учащихся на 2018/2019 учебный год, составлен график посещений лицея на 2018/2019 учебный год, разработана программа Школы волонтера «Шаг навстречу», разработана      программа Школы лидерства «Лидер 21 века».

 Создана страничка на сайте лицея для размещения информации о ходе реализации ИД.

На втором, практическом этапе, в течение сентября 2018-апреля 2019 года.

Заключены Договора по организации и осуществлении обучения учащихся Х-ХI классов учреждений общего среднего образования по профессиям: «Столяр», «Плотник», «Штукатур», «Облицовщик-плиточник».

Согласно заключенных договоров, профессиональную подготовку проходят ученики из числа юношей  10 классов ГУО «Средняя школа №40», ГУО «Средняя школа №15», ГУО «Средняя школа №20»,  ГУО «Средняя школа №3», ГУО «Средняя школа №33», ГУО «Средняя школа №26», ГУО «Средняя школа №34», ГУО «Средняя школа №35» города Гродно. Всего принято на обучение 90 человек.

Из этих учреждений образования принимали участие в мероприятиях, проводимых в лицее в рамках реализации инновационного проекта в 2018/2019 учебном году учащиеся следующих школ: ГУО «Средняя школа №40» (18 чел), ГУО «Средняя школа №3» (17 чел), ГУО «Средняя школа №15» (7 чел), ГУО «Средняя школа №33» (18 чел), ГУО «Средняя школа №26» (6 чел). Всего66 человек, что составляет73%от общего числа зачисленных на профессиональную подготовку, а также учащиеся школ ГУО «Средняя школа 26» (17 чел), ГУО «Средняя школа №11» (12 чел)

Педагоги лицея проводили работу по апробации и внедрению разработанных планов и программ, в соответствии с календарным планом работы на 2018/2019 учебный год.

Для реализации цели, задач и подтверждения гипотезы проекта был подобран диагностический инструментарий и проведена диагностика коммуникативных и организаторских способностей, мотивации и ценностных ориентаций, уровня творческой активности учащихся 1-2 курсов.

Для изучения коммуникативных и организаторских способностей, мотивации и ценностных ориентаций, уровня творческой активности  учащихся применены следующие методики:

1.  Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки;

2.  Методика диагностики оценки уровня тревожности Спилберга – Ханина;

3.  Шкала Бека;

4.  Исследование социометрического статуса личности;

5.  Экспресс-диагностика уровня самооценки;

6.  «Коммуникативные и организаторские склонности»В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС);

7.  Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий).

Выявлен актив учащихся лицея, обладающих лидерскими способностями. Определён список учащихся:

Первый курс:

группа 402- Зыбень Олег, Гавраш Полина;

группа 403- Лисай Денис, Трембович Артём, Севко Роберт;

группа 404- Санюкевич Артём, Барабаш Руслан;

группа 406- Аветян Артур, Андруконис Александр, Шустов Антон;

группа 407- Тылинга Дмитрий, Мельник Игорь.

Второй курс

группа 396- Шипило Алексей, Равинский Валерий, Собалевский Владлен, Федорович Максим, Хвойницкий Валерий;

группа 397- Кузьмич Владимир, Ластовецкий Никита;

группа 398- Мания Роман, Облик Данила, Гайса Егор;

группа 401- Брилев Михаил, Шило Сергей

 

Таблица 1. Сведения о результатах диагностик на начало года

 

Количество учащихся, у которых выявлены лидерские качества

1 курс

Группа

2 курс

Группа

402

2 учащихся

396

5 учащихся

403

3 учащихся

397

2 учащихся

404

2 учащихся

398

3 учащихся

406

3 учащихся

407

2 учащихся

401

2 учащихся

Общее количество

12 учащихся

Общее количество

12 учащихся

 

Список учащихся, выявленных по результатам промежуточной диагностики:

Первый курс:

группа 402- Гавраш Полина;

группа 403- Лисай Денис, Трембович Артём, Севко Роберт;

группа 404- Санюкевич Артём, Барабаш Руслан;

группа 406- Андруконис Александр;

группа 407- Тылинга Дмитрий, Мельник Игорь.

Второй курс

группа 396- Шипило Алексей, Равинский Валерий, Собалевский Владлен, Федорович Максим, Хвойницкий Валерий;

группа 397- Кузьмич Владимир, Ластовецкий Никита;

группа 398- Мания Роман, Облик Данила, Гайса Егор;

группа 401- Брилев Михаил, Шило Сергей

 

Таблица 2. Сведения о результатах промежуточной диагностики

 

Количество учащихся, у которых выявлены лидерские качества

1 курс

Группа

2 курс

Группа

402

1 учащихся

396

5 учащихся

403

3 учащихся

397

2 учащихся

404

2 учащихся

398

3 учащихся

406

1 учащихся

407

2 учащихся

401

2 учащихся

Общее количество

9 учащихся

Общее количество

12 учащихся

 

Список учащихся, выявленных по результатам итоговой диагностики:

Первый курс:

группа 402- Гавраш Полина;

группа 403- Лисай Денис;

группа 404- Санюкевич Артём, Барабаш Руслан;

группа 407- Мельник Игорь.

Второй курс

группа 396- Шипило Алексей, Собалевский Владлен, Федорович Максим, Хвойницкий Валерий;

группа 397- Кузьмич Владимир, Ластовецкий Никита;

группа 398- Мания Роман, Облик Данила, Гайса Егор;

группа 401- Брилев Михаил, Шило Сергей

 

 

Таблица 3. Сведения о результатах итоговой диагностики

 

Количество учащихся, у которых выявлены лидерские качества

1 курс

Группа

2 курс

Группа

402

1 учащихся

396

4 учащихся

403

1 учащихся

397

2 учащихся

404

2 учащихся

398

3 учащихся

407

1 учащихся

401

2 учащихся

Общее количество

5 учащихся

Общее количество

11 учащихся

 

Для обучения выявленных лидеров-учащихся лицея и их дальнейшей работы с учениками школ в рамках Школы лидерства, разработана и утверждена программа Школы лидерства «Лидер 21 века» (приложение 1)и организованы факультативные занятия «Подготовка учащегося - лидера и организатора детского, молодёжного  общественного объединения» (приложение 2).

Руководителем Школы лидерства «Лидер 21 века» назначена педагог-психолог Каптюг В.В. Занятия проводились каждую 3-ю субботу месяца.

В связи с поставленной целью проекта, внедрено содержание и формы организации работы с учащимися лицея и общего среднего образования.

Некоторые учащиеся лицея, выявленные ранее лидерами, не показали должной активности в процессе работы группы и промежуточной диагностики.

У учащихся лицея сформированы основы гражданской идентичности;сформирована личность лидера, обладающего высокой культурой общения и влияния на людей;освоили организаторские качества.

У учащихся школ повысился уровень заинтересованности в овладении профессией, мотивация к труду, сформированы профессиональные представления, сформированы навыки коммуникативного общения, развиты лидерские качества.

Работа была направлена на добровольное желание для достижения успеха, что послужило эффективности в работе. Полагаем, что процесс формирования и развития у учащихся потребности к самостоятельной творческой деятельности, к прогнозированию своего профессионального и личностного роста, является эффективным при активном внедрении в образовательный процесс таких направлений, как Школа волонтёра, Школа лидерства, инновационное, техническое и художественное творчество; спорт и туризм; краеведение, путем активного включения учащейся молодежи во внеурочную занятость в шестой день, что подтверждает нашу гипотезу.

Определён состав волонтерских групп. Руководителями волонтёрских групп назначены кураторы групп 396 и 397 Кречко С.Т., Костевич С.М. 

Апробирована программа Школы волонтера «Шаг навстречу» (приложение 3)

В рамках апробации Школы волонтера разработано положение о волонтерском отряде «Шаг навстречу».(приложение 4)

С целью обучения учащихся лицея для дальнейшей работы с учениками школ организованы и проводились факультативные занятия «Основы волонтёрской деятельности» (приложение 5) и занятия в Школе волонтера «Шаг навстречу».

У школьников в процессе совместной практической деятельности с учащимися лицея сформировались знания о принципах волонтёрской помощи. Кроме того в совместной волонтёрской деятельности между участниками происходит постоянный обмен жизненным опытом.

Это всё способствует  формированию благоприятного психоэмоционального  микроклимата, воспитанию патриотических чувств, воспитанию внимательного отношения к людям старшего поколения и к тем, кто нуждается в помощи. Именно практическая реализация помощи нравится ученикам школ больше всего.

Участие в таких проектах делает человека добрее, чувствительнее к проблемам других. Волонтерство даёт много возможностей, которые позволяют по-новому посмотреть на себя и мир вокруг.

В апреле 2019 г., педагогом-психологом была проведена подборка диагностического инструментария для проведения диагностики по результатам волонтерских проектов. Проведено анкетирование среди учащихся 2 курса об участии в волонтерских проектах. В анкетировании приняло участие 32 учащихся лицея.

На заданный вопрос: «Что вы приобрели по окончанию волонтерского проекта?» результаты показали: примерно 23 % учащихся уверены в правильном выборе профессии, 14% развили свои лидерские качества, 18%  преобрели педагогические умения. (приложение 6).

В сентябре 2018 года составлен график проведения совместных профориентационных мероприятий со школами г.Гродно и Гродненского района(приложение 7) (определена 2-я суббота месяца).

Разработан сценарий агитбригады «Строитель» (приложение 8),составлен план Дня профориентации, который корректируется по мере необходимости проведения новых мероприятий с участием организаций (приложение 9).

Среди школьников, посетивших лицей в «шестой день», проводилось анкетирование(приложение 10) с целью выявления профессиональных интересов и предпочтений. При ответе на вопрос «Что вы приобрели в результате посещения лицея?» большинство учащихся (в среднем 23%) отмечают предоставленную возможность развития творческих способностей (научились выполнять фактурную отделку поверхности, укладывать ламинированный пол, познакомились с технологией выполнения кирпичной кладки и техникой выполнения способов сварки и т.д.),45 % — отмечают возможность определиться в выборе профессии, возможность узнать что-то новое — 12 %,  кроме того, посещение лицея, по определению школьников, — это способ ощутить профессию более конкретно, отрабатывая профессиональные навыки.

Сформированность профессиональных представлений является важнейшим показателем эффективности ИД.

При ответе на вопрос «Что вы находите наиболее полезным в организации профориентационных встречбольшинство учащихся школ (в среднем 44%) отмечают предоставленную возможность пройти мастер-классы, принять участие в работе творческих площадок, 10 % — поучаствовать в тренингах и беседах. В процессе профориентации можно определить степень вовлечённости учащихся лицея и школ в проведение мероприятий, уровень их организованности и ответственности, что является одним из показателей эффективности ИД.

Учащиеся лицея во многом благодаря занятости в «шестой день» смогли повысить уровень профессионального мастерства (постоянно проводятся мастер-классы, обучающие семинары, ведется подготовка к конкурсам), повысить коммуникативные способности, личностную самооценку, лидерские качества.

В сентябре 2018 открыто 5  учебных групп профессиональной подготовки учащихся школ г.Гродно, занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа согласно расписания (приложение 11).

Проведена входная диагностика уровня профессиональных интересов и предпочтений (Методика диагностики профессиональной направленности личности, разработанная Дж. Голландом) учащихся школ из числа 10 классов ГУО «Средняя школа №40» (18 чел), ГУО «Средняя школа №3» (17 чел), ГУО «Средняя школа №15» (7 чел), ГУО «Средняя школа №33» (18 чел), ГУО «Средняя школа №26» (6 чел)  города Гродно.

В опросе приняли участие 66 учащихся из 5 школ. Результаты диагностики показали, что 36 чел., т.е. 54,6% относятся к реалистическому типу, 25 учеников, т.е. 37,9% учеников показали средний уровень сформированности профессиональной направленности; 5 учеников, т.е. 7,6% — высокий. Это «мужской» тип. Выбирает занятие, требующее моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: сварщик, столяр, каменщик, штукатур, облицовщик-плиточник и т.п.

Среди учащихся 1 курса было проведено анкетирование на предмет осознанности выбора профессии(приложение 12). Анкетирование проводилось на начало обучения (сентябрь) и в конце первого курса (апрель). На поставленный вопрос «Если  бы Вам предстояла задача снова выбрать профессию, повторили бы вы свой выбор?»  преимущественное большинство (примерно 70 %) ответили утвердительное «да».

По данным анкеты можно сделать следующие выводы: в процессе обучения возрастает интерес к избранной профессии. Во многом этому способствует совместная творческая деятельность учащихся лицея и школ: участие в творческих проектах, конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах, семинарах, волонтерской деятельности и т.д.

Одним из важнейших моментов ИД следует считать открытие профессиональной подготовки школьников. В настоящее время заключены договоры, сформировано 5 групп из учащихся 10 классов. Занятия в группах проводят преподаватели и мастера производственного обучения 2 раза в неделю, в том числе и по субботам. Учащиеся с интересом осваивают профессию, а так же активно участвуют в проводимых мероприятиях «шестого дня».

В январе 2019г. в связи с увольнением заместителя директора по учебно-воспитательной работе Кажуро И.Л. и методиста Поляковой Ж.М. сменился состав рабочей группы. В неё вошли: Салей И.В. методист, Каптюг В.В. педагого-психолог, Лис Т.А. мастер п/о, Казловский М.С. мастер п/о, Венскунене-Романович Л.А. преподаватель. Издан приказ №16-од от 23.01.2019 о создании рабочей группы.

Проведено заседание рабочей группы в новом составе. Распределены обязанности между участниками рабочей группы.

Разработаны сценарии тематических флешмобов  по направлениям деятельности центров (приложение 13). Которые будут проведены совместно со школьниками в 2019/2020 учебном году.

На протяжении учебного года изготовлены тематические видеоролики в соответствии с направлениями деятельности центра.

Ссылки на ролики:

- экскурсионно-краеведческий центр (https://drive.google.com/file/d/16MVLxuHn1noh5F2X0TQd5Kn9gBNGnf3V/view?usp=sharing)

- центр трудовых дел и профориентации (https://drive.google.com/file/d/1qau8FlN0ilYInFvSeSBQulifbC-s4s6h/view?usp=sharing) – лицей строителей(https://drive.google.com/file/d/12DlKvhRhgT-P7o1RCYsoO7Vt-TxSu1qX/view?usp=sharing) -танцы

- центр развития творческих и интеллектуальных способностей (https://drive.google.com/file/d/1XthqluZqgfHra7jTZsbsMnKSstsIO5kW/view?usp=sharing)

- центр оздоровления и физического совершенствования (https://drive.google.com/file/d/1xhsfaOKkEZ4XCLrLdCIohbqNoohxm0mq/view?usp=sharing)

- центр детских инициатив (https://drive.google.com/file/d/1aHmErtrp7gGUkE33MsXwfdtnwqafiAAn/view?usp=sharing)

Созданы виртуальные экскурсии по разработанным маршрутам ссылка(http://ggpls1.grodno.by/index.php?option=com_content&view=article&id=560&Itemid=232).

В течение 2018/2019 учебного года центр оздоровления и физического совершенствования провел следующие мероприятия:

 

Таблица 4

 

Содержание работы

Время проведения

Участники

Организационное собрание участников центра

Сентябрь

Участники рабочейгруппы

Спортивный праздник

«День здоровья!»

Сентябрь

 

Все группы лицея,

учащиеся СШ № 26

Осенний кросс среди юношей среди учащихся УПТО.

Октябрь

Команды групп 1-2 курса,

учащиеся школы № 3.

Первенство лицея  по баскетболу среди учащихся УПТО.

Ноябрь

 

Команды групп 1-2 курса,

учащиеся школы № 22.

Товарищеская встреча по волейболу.

Декабрь

Учащиеся лицея и СШ № 27

Товарищеская встреча помини-футболу

Январь

Учащиеся лицея и СШ № 12

Лыжные гонки среди юношей среди лицея.

Январь

Команды групп 1-2 курса, учащиеся СШ № 34

Товарищеская встреча по волейболу среди учащихся УПТО.

Февраль

Команды групп 1-2 курса,

учащиеся  СШ№ 34.

Товарищеская встреча по лыжному спорту среди учащихся УПТО.

Февраль

Команды групп 1-2 курса,

учащиеся  СШ№ 31.

Спортландия «Стартуют все»

Февраль

Сборные команды групп 1-3 курса, команда  СШ № 11.

Первенство лицея по плаванию

Март

Учащиеся лицея 1-2 курса,

учащиеся СШ № 34

Весенний кросс среди юношей среди УПТО

Апрель

Команды групп 1-2 курса,

учащиеся  СШ № 26

Легкая  атлетика среди юношей среди УПТО

Май

Команды групп 1-2 курса,

учащиеся  СШ № 13

Организационное собрание участников центра (подготовка отчета)

Май

Участники рабочей группы

 

Все мероприятия, запланированные центром в 2018/2019 учебном году, были выполнены. Наиболее значимыми и интересными были такие, как спортивный праздник «День здоровья!», посвящённый Дню учителя и Спортландия «Стартуют все», посвященная Дню защитника Отечества. 

Центр развития творческих и интеллектуальных способностей организовал и провел следующие мероприятия:

 

Таблица 5

 

Содержание работы

Время проведения

Участники

Организационное собрание участников центра

Сентябрь

Участники рабочей группы

Участие в квест-игре «Код Тызенгауза»

Сентябрь

Учащиеся группы 397

Факультативные занятия, занятия в предметных кружках и кружках художественной самодеятельности.

По отдельному расписанию

Учащиеся групп 402,403,404,396,

397,398

Олимпиады по английскому языку, русскому языку, истории Беларуси, немецкому языку,  математике, биологии, физике, химии.

Октябрь

Учащиеся групп 402,403,404,396,

397,398

Участие в концертной программе «Строители душ человеческих»

Октябрь

Учащиеся групп 402,403,404,396,

397,398, учащиеся 9 классов ГУО «Средняя школа № 3», «Средняя школа № 33»

Проведение и участие в учебно-практической конференции «От истоков к добру»

Ноябрь

Учащиеся групп 403, 396, 397, 398, учащиеся 9 классов ГУО «Средняя школа № 37»,»Средняя школа № 40»

Участие в учебно-практической конференции «От знаний – к творчеству»

Декабрь

Учащийся группы 403

Участие в международной конференции «Мы – наследники традиций» в городе Советске Калининградской области

Декабрь

Учащийся группы 398

Выставка творчества «ТехноЁлка»

Декабрь

Учащиеся групп 397, 398

Мастер-классы на базе Галереи профессий

Январь

Учащиеся групп 403, 396, 397, учащиеся 9 классов ГУО «Средняя школа № 3», «Средняя школа № 26», «Средняя школа № 33»,

Участие в дне, посвященному родному белорусскому языку

Январь

Учащиеся групп 403, 396, 397, 398, учащиеся 9 классов ГУО «Средняя школа № 15»

Мастер-классы по профессиям «Облицовочные работы», «Штукатурные работы», «Каменная кладка»

Февраль

Учащиеся групп 402,403,396,

397,

Участие в выставке инновационного и технического творчества

Февраль

Учащиеся групп 404,397,398

Участие в фестивале художественного творчества «Арт-вакации»

Март

Учащиеся групп 402,404,396,

397,398

Олимпиады по специальной технологии «Штукатур», «Столяр», «Каменщик», «Сварщик»

Март

Учащиеся групп 402, 403,404, 396,

397,398

Участие в конференции «Битва за Беларусь» 

Апрель

Учащиеся групп 397, 398

Участие в Дне самоуправления

Апрель

Учащиеся групп 403, 396, 397

Собрание участников центра

Ежемесячно, первый понедельник месяца

Участники рабочей группы

 

Все мероприятия, запланированные центром развития творческих и интеллектуальных способностей в   учебном году, были выполнены. Наиболее значимыми и интересными были такие, как участие в учебно-практических конференциях «От истоков к добру», «От знаний — к творчеству», «Мы — наследники традиций». Наравне с нашими учащимися раскрыли свои творческие и интеллектуальные способности ученики ГУО «Средняя школа № 37» и «Средняя школа № 40».

Не менее важными оказались и такие общие мероприятия, как мастер-классы на базе Галереи профессий. Учащиеся лицея продемонстрировали профессии, которым их обучают, а ученики школ могли увидеть все это своими глазами и сами попробовать окунуться в строительные специальности на практике.

Для совершенствования работы органов самоуправления в лицее прошел День самоуправления. Учащиеся экспериментальных групп сами выступали в роли администрации, педагогов, мастеров производственного обучения. Все это способствует повышению творческого потенциала каждого подростка, реализации его личностного «Я» и в дальнейшем дает возможность учащимся в полной мере проявить себя в обучении учеников школ.

Экспонаты учащихся каждый год представляются на областную выставку инновационного и технического творчества. Этот год не стал исключением. Были отобраны лучшие работы и направлены на выставку. Эту выставку посетили ученики средних школ. Также был представлен экспонат и на выставку «ТехноЁлка».

Таким образом, работа центра развития творческих и интеллектуальных способностей в рамках проекта “Внедрение модели формирования профессиональных и личностных компетенций учащихся учреждений профессионально-технического и общего среднего образования в рамках “шестого дня” повышает рост инициативы участников инновационной группы при организации и проведении творческих дел, создает ситуацию успеха для всех субъектов воспитательного процесса, а самое главное повышает уровень интеллектуальных способностей учащихся.

Экскурсионно-краеведческий центр подготовил и организовал и провел следующие мероприятия:

 

Таблица 6

 

Содержание работы

Дата проведения

Участники

Организационное собрание участников центра

Сентябрь

Участники центра

Экскурсия по историческому центру г. Гродно

Сентябрь

 

Учащиеся групп № 397, 398, учащиеся СШ №40

Участие во Всебелорусской акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся»

Сентябрь

Учащиеся групп № 397, 398, 402, 404

Проведение фотоконкурса «Мой город»

Октябрь

Учащиеся групп № 396, 403, учащиеся СШ №33

Экскурсия на предприятия ОАО «Союзпроммонтаж»; ЗАО «Теста»

Октябрь

Учащиеся групп № 404, 403

Экскурсия в Музей тюремного быта

Ноябрь

Учащиеся групп № 396

Экскурсия на предприятие УГП «Трест Гродногорстрой»

Ноябрь

Учащиеся групп № 397, учащиеся СШ №3

Проведение краеведческой викторины «Знаменитые люди Гродненщины»

Декабрь

Учащиеся групп № 398, 402, учащиеся СШ №26

Экскурсия в Областную библиотеку имени Е.Ф. Карского

Декабрь

Учащиеся группы № 404

Проведение конкурса презентаций «Таямніцы беларускага вяселля»

Январь

Учащиеся групп № 396, 397, 398, учащиеся СШ №15

Проведение воспитательного часа «Листая страницы семейного альбома»

Январь

Учащиеся групп № 402, 403, 404

Проведение экскурсии по музейной комнате лицея «Ждем друзей к себе в музей».

Февраль

Учащиеся групп №397, 398, учащиеся СШ №40

Экскурсия на базу воинской части №5522

Февраль

Учащиеся групп №402

Мастер-класс по приготовлению драников

Февраль

Учащиеся групп №403, 404 (проживающие в общежитии)

Организация экскурсии по литературным местам г. Гродно

Март

Учащиеся групп №397, 403

Экскурсия в УВД Гродненского облисполкома

Март

Учащиеся группы №398

Встреча с ликвидаторами последствий на Чернобыльской АЭС

Апрель

Учащиеся группы №396, учащиеся СШ №33

Экскурсия на предприятия ОАО «Гроднопромстрой»; ОАО «Гродножилстрой»

Апрель

Учащиеся группы №396, учащиеся СШ №26

Проведение мастер-класса по  белорусским танцам

Апрель

Учащиеся группы №397

Молодежное шествие в рамках проведения патриотической акции «Мы помним! Мы чтим!»

Май

Учащиеся групп 396, 397, 403

Проведение квест-игры «Традиции и обычаи белорусского народа»

Май

Учащиеся группы №404, учащиеся СШ №15

Собрание участников центра

Ежемесячно

(первый понедельник месяца)

Участники центра

Подготовка итогового отчета

Май

Руководители центра

 

Коллективные походы, прогулки, экскурсии являются наиболее подходящим средством для формирования у детей правильного мировоззрения, глубокого понимания моральных ценностей и принципов социального образа жизни. 

Все мероприятия, запланированные экскурсионно-краеведческим центром в 2018/2019 учебном году, были выполнены. Наиболее интересными среди них стали мероприятия: «Ждем друзей к себе в музей» (проведение экскурсий по музейной комнате лицея), квест-игра «Традиции и обычаи белорусского народа», фотоконкурс «Мой город».Наиболее значимыми и познавательными были экскурсии на предприятия, экскурсии по литературным и историческим местам г.Гродно и окрестностей.

Не менее важными были мастер-классы, которые позволили учащимся лицея и школ ближе познакомиться с традициями родного края, попробовать себя в новой, незнакомой роли.

Таким образом, работа экскурсионно-краеведческого центра в 2018/2019 учебном году, направленная на формирование у участников инновационной деятельности мировоззренческих основ личности, патриотизма, активной гражданской позиции, социальной активности дала свои  положительные результаты.

Центр детских инициатив подготовил и организовал и провел следующие мероприятия:

 

Таблица 7

 

Содержание работы

Время проведения

Организационное собрание участников центра

Сентябрь

Организация деятельности волонтёрского отряда «Подари им шанс!»

В течение года

Планирование работы органов ученического самоуправления

В течение года

Проведение силами учащихся акций, приуроченных к государственным праздникам

В течение года

Подготовка проекта «Гродненский скейт-парк» совместно с ОО «Белорусский республиканский союз молодёжи» и Федерацией скейтбординга с возможным выходом на республиканский конкурс «100 идей для Беларуси»

В течение года

Поздравление ветеранов ВОВ с тематическими праздниками

В течение года

Организация помощи ветеранам ВОВ в рамках деятельности ПО ОО «БРСМ», а также волонтёрского отряда «Подари им шанс!»

Весна

Проведение комплекса патриотических мероприятий, приуроченных к 74-летней годовщине Победы и 75-летию со дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Май

Подготовка раздаточных материалов для распространения во время акций и тематических мероприятий, проводимых в лицее и за его пределами

В течение года

Подготовка и проведение профориентационных мероприятий

В течение года

Разработка, подготовка и проведение мастер-классов по специальностям

В течение года

 

Центр трудовых дел и профориентации в течение всего учебного года подготовил и провел на базе лицея 7 профориентационных мероприятий «Встреча друзей. Моё профессиональное будущее» для учащихся школ г.Гродно (35 школ — 274 учащихся), в том числе 5 — для учащихся 9 классов ГУО «Средняя школа №40» (18 чел), ГУО «Средняя школа №3» (17 чел), ГУО «Средняя школа №15» (7 чел), ГУО «Средняя школа №33» (18 чел), ГУО «Средняя школа №26» (6 чел) города Гродно, участников проекта.. Подготовил выездные мероприятия для учащихся школ Гродненского района (35 школ — 517 учащихся).

В 2018 году силами учащихся, работающих в центре, организованы и проведены:

1. Творческие площадки по профессиям:

- каменщик, монтажник с использованием презентации конкурсной работы ИМИДЖ-СЕТ «Проф-ДВИЖЕНИЕ: ЛУЧШАЯ ВЕРСИЯ» проекта «Проф-бум»;

- столяр, станочник с приглашением народного умельца Кая В.Н.;

- сварщик с использованием презентации конкурсной работы PR- спичрайтинг проекта «Проф-бум»;

- отделочники с использованием презентации «Моя профессия лучшая».

2. Мастер-классы:

- отделочники с использованием материалов фирм-партнёров  МАВ и Илмакс;

- каменная кладка;

- укладка ламинированного пола с использованием материалов фирмы-партнёра «Ламбуд»;

- сварка с презентацией сварочного оборудования фирмы «КЕМРРI»;

- отработка приемов на сварочном тренажере дополненной реальности «Soldamatic».

- работа на заготовительном оборудовании по подготовке металла к сварке;

- отработки приемов на тренажере для оказания первой медицинской помощи «Максим».

В профориентационных мероприятиях центра принимали участие родители школьников и работники базовых предприятий.

Таблица 8

Название мероприятия

Группы

Месяц

Организационное собрание участников центра

Сентябрь

Участники рабочейгруппы

Школа волонтера        . Сбор пожертвований для больных онкологией детей.

Учащиеся группы №396, 397,398, 403, учащиеся СШ №26

 

 

февраль

Поздравление ветеранов с Днем защитника Отечества

Сбор денег для бездомных собак в САХе.

Работа с детьми в Детском Хосписе.

 

Учащиеся группы №396,403, учащиеся СШ № 40

 

 

 

 

март

 

 Участие в акции «Рисуем сказку детям». (подготовка поверхности и окраска стен под роспись)

Изготовление поздравительных открыток-сердечек. Поздравление работников аптек, магазинов с 8-ым Марта

Учащиеся группы №396,  учащиеся СШ № 3

Посадка деревьев членами БРСМ.

Учащиеся группы №396,  учащиеся СШ № 20

Помощь в САХе. (выгул собак, уборка вальеров, покупка корма).

Учащиеся группы №396,  учащиеся СШ № 33

Помощь ветеранам (разгрузка и складирование дров, брикета)

Учащиеся группы №396, 397,398, 399,403,404, учащиеся СШ №26,33,40

Изготовление арома-мешочков для выражения благодарности пожертвованиям.

Учащиеся группы №396,  учащиеся СШ № 33

 

 

 

 

 апрель-май

 

Поздравление на дому детей-инвалидов с Днем рождения.

Учащиеся группы №396,  учащиеся СШ № 33

Работа с детьми в Детском Хосписе (игры, поделки и т.д.)

Учащиеся группы №396,403, учащиеся СШ № 33

Работа с детьми в реабилитационном центре  г. Лида. Сбор пожертвований для детей.

Учащиеся группы №396,  учащиеся СШ № 33

Работа с детьми в реабилитационном центре г. Волковыск. Сбор пожертвований для детей.

Учащиеся группы №396,  учащиеся СШ № 33

Выводы:

Все мероприятия, запланированные календарным планом на 2018/2019 учебный год, выполнены.

На первом этапе проекта были определены 8 учебных групп учащихся в количестве 238 человек. В ходе работы учащиеся шести экспериментальных групп в той или иной степени были охвачены деятельностью по Календарному плану работы. По итогам работы 2018/2019 учебного года наметилась положительная динамика в формировании профессиональных и социально-личностных компетенций учащихся лицея и учащихся из 10 классов школ города Гродно, проекта по обозначенным критериям: профессиональная направленность, уровень формирования и развития личностных качеств, внеучебные интересы и самореализация личности.

Оправдал себя подход организации взаимодействия учащихся лицея с учащимися школ посредством создания на базе лицея 5 центров:

- оздоровления и физического совершенствования;

- развития творческих и интеллектуальных способностей;

- экскурсионно-краеведческий;

- детских инициатив;

- трудовых дел и профориентации.

Но наибольший интерес и проявление личной инициативы у учащихся вызвала работа в центре трудовых дел и профориентации, центра творческих инициатив, центра оздоровления и физического совершенствования. Учащиеся лицея принимали активное участие в подготовке и проведении запланированных мероприятий. Они проявляли социальную активность, взаимную ответственность, лидерские качества, личную заинтересованность в хорошей подготовке к мероприятиям.

Заслуживает внимания для формирования профессионально-личностных качеств у учащихся лицея работа волонтерского отряда «Шаг навстречу».

У школьников в процессе совместной практической деятельности с учащимися лицея формируются знания об основополагающих принципах волонтёрской помощи. Кроме того между участниками происходит постоянный обмен жизненным опытом.

Важно, что в состав волонтерского отряда «Шаг навстречу» вошли учащиеся 1 курса, которые в прошедшем году, будучи школьниками, принимали участие в профориентационных мероприятиях. Будущие волонтёры проходили дополнительное обучение в детском хосписе г.Гродно. Волонтеры,учащиеся лицея, проводили мастер-классы, развлекательные мероприятия (играли с детьми, читали сказки, устраивали чаепития), изготавливали кормушки для птиц, оформляли информационные материалы и т.д. Приобретенные за время обучения знания и профессиональные навыки, уверенность в своих силах и способностях, понимание того, что сделали правильный профессиональный выбор создают условия для осуществления учащимися социально значимой деятельности — быть волонтером. Основу волонтерского отряда составили учащиеся второго курса: группы 396, 398 и первого курса: группы 403, 404.

Участие в таких проектах делает человека добрее, чувствительнее к проблемам других. Волонтерство даёт много возможностей, которые позволяют по-новому посмотреть на себя и мир вокруг.

В результате проведенной работы получены ожидаемые результаты:

-  у учащихся экспериментальных групп повысился уровень заинтересованности в овладении профессией, уровень организованности и ответственности, развивались: уверенность в себе, сформировалась активная гражданская позиция, инициативность, готовность к труду, совершенствованию навыков в профессиональной сфере на 15 — 18%;

- у учащихся экспериментальных групп развились коммуникативные и организаторские способности, лидерские навыки на 23%;

- учащиеся экспериментальных групп в полном составе были вовлечены в общественно — значимую и культурно-досуговую деятельность.

- во всех экспериментальных группах увеличилось количество учащихся, занятых в объединениях по интересам на 45%.

- в экспериментальных группах в среднем балл успеваемости в течение учебного года увеличился на 0,8 балла.

В результате реализации проекта, с одной стороны, произошло личностное становление учащихся лицея, они получили возможность проявить себя и осознать свою востребованность в жизни общества, развить свои профессиональные навыки и осуществить социально значимую деятельность. С другой стороны, у учащихся учреждений общего среднего образования произошло формирование и развитие позитивной мотивации, творческой активности для успешной социализации и включения в общественную жизнь.

Таким образом, доказана эффективность внедрения модели формирования профессиональных и личностных компетенций учащихся учреждений профессионально-технического и общего среднего образования в рамках «шестого дня».

Данные о внедрении проекта не публиковались.

Следует продолжить работу по реализации инновационного проекта» Внедрение модели формирования профессиональных и личностных компетенций учащихся учреждений профессионально-технического и общего среднего образования в рамках «шестого дня» в 2019-2020 учебном году.

 

Директор
учреждения образования «Гродненский государственный профессиональный лицей строителей №1»

__________Е.И.Железнякович

_____. _________ 20____

 

СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель начальника главного управления образования Гродненского облисполкома

___________Г.В.Курганская

_____. _________ 20____


Заместитель начальника
управления профессионального образования и профориентации ГУО «Гродненский областной институт развития образования»

____________ М.С.Бразинская

_____. _________ 20____

 

 

Главный специалист отдела профессионального образования главного управления образования Гродненского облисполкома

______________ И.А.Мицкевич

_____. _________ 20____