Яндекс.Метрика Гражданско-патриотическое воспитание

Гражданско-патриотическое воспитание

Печать
PDF
Гражданско-патриотическое воспитание

Формирование гражданско-патриотического воспитания актуальная задача профессионально- технического учебного заведения. Она обусловлена тем, что организация жизнедеятельности учащихся  направлена на выполнение социального заказа общества: формирование гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать как в интересах личности, так и общества.
Вчерашние школьники сталкиваются с непривычными условиями организации учебно-воспитательного процесса, с новыми формами и методами учебной деятельности, с новыми учебными предметами, отличающимися от школьных и организационно, и методически, и содержательно. Поэтому оказавшись в новой для них обстановке, они должны в сравнительно короткий срок освоиться с новой ролью и многому научиться. В соответствии с этим, перед коллективами стоит задача определить пути с средства формирования человека, способного жить в гражданском обществе, т.е. реализовать себя как профессионала и патриота.
На решение этих задач направлена и деятельность Гродненского государственного профессионального лицея строителей № 1. Учебное заведение работает в соответствии с воспитательной системой, цель которой – формирование самодостаточной личности учащегося.


Человек – властелин судьбы своей
(фото 1)

Достижение цели воспитательной системы обеспечивается работой четырёх  направлений деятельности: профессиональной, психолого-педагогической поддержкой и обучением, идеологическим воспитанием, воспитанием семьянина (фото 1). В каждом направлении деятельности работают целевые воспитательные программы, кружки, факультативы, спортивные секции, формирования ученического самоуправления, клубы по интересам, психологическая гостиная и др. (Приложение №1).

 

Выбор направлений деятельности был определен особенностями контингента и получаемых профессий. Исходя из качественного состава учащихся (96,5 % юношей) именно эти направления работы, на наш взгляд, наиболее полно отвечают многогранному процессу становления личности, освоению человеком моральных ценностей, выработки им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали нашего государства, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
Воспитательная система на протяжении 3-х лет многократно доказывала свою жизнеспособность, т.к. достижения педагогов и учащихся растут качественно и количественно (фото 2). За 2009-2010 учебный год достигнуто:

  •  
    • I место в областном конкурсе «65 деревьев в честь 65-летия Великой Победы».
    • I место в городской круглогодичной спартакиаде;
    • II место в областном конкурсе «Проф-бум»;
    • II место в областном конкурсе профессионального мастерства по специальности «Каменщик» (фото 3).
    • Конституция Республики Беларусь,
    • Закон «Об образовании»,
    • «О правах ребёнка»,
    • программы «Молодёжь Беларуси», «Молодые таланты Беларуси»
    • концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь,
    •  критерии и показатели качества воспитания в учреждениях образования,
    • программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006-2010 гг.,
    • региональные документы по Гродненской области.
    • военно-патриотическое воспитание (фото 5,6);
    • формирование здорового образа жизни (фото 8);
    • психолого-педагогическая поддержка учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении (фото 7);
    • идеологическое сопровождение воспитательного процесса (фото 9);
    • воспитание семьянина (фото10).
    • уроки мужества;
    • конкурс патриотического плаката;
    • пополнение музея лицея новыми экспонатами (фото 11);
    • встреча с ветеранами В.О.В. (фото 12);
    • социальные опросы и анкетирование;
    • классные часы («Государственные интересы – мои интересы?», «Чем мой город не похож на другие города», «Беларусь – моё Отечество» и д.р.);
    • конкурс патриотической песни.
    • занятия по стрельбе на стрельбище воинской части с учащимися I и II курсов;
    • соревнования по пулевой стрельбе между военнослужащими и юношами лицея;
    • цикл классных часов под общим названием «Солдатская честь и воинская слава», на которых присутствуют офицеры, и солдаты подшефной воинской части; (фото 13)
    • проведение совместных праздников, посвящённых Дню защитника Отечества и Дню Победы (фото 14).
    • 4 клуба («Я, будущая мама», «Подросток», «Мое будущее в моих руках», клуб «Молодого избирателя» (фото 16));

      Члены клуба «Мир и мы»
      работают в учебных группах
      (фото 16)
    • 5 воспитательных программ («Здоровыми в будущее», «Социализация учащихся-сирот», «Адаптация первокурсников», «Воспитательно-профилактическая работы», «Інтэрнат»);
    • 20 факультативов, из них – 8 гражданско-патриотической направленности (фото 17);

      Юноши накануне празднования
      65-летия Великой Победы
      (фото 17)
    • психологическая гостиная;
    • 2 кружка технического творчества («столяр», «юный умелец»);
    • кружок художественного творчества «Выжигание по ткани», в котором занимается 24 юноши;
    • 4 кружка самодеятельного художественного творчества (фото 18);

      Хор юношей – традиция лицея
      (фото 18)
    • 8 спортивных секций (фото 19);
    • 8 формирований ученического самоуправления (ученический профком (фото 20), «старостат», совет общежития, совет коллектива физической культуры, совет библиотеки, совет музея, совет КТД);

      Победа спорта и здоровья
      (фото 19)

      Заседает ученический профком
      (фото 20)
    • 2 школы (информаторов «Мир и мы», «Будущих отцов»);
    • занятия дополнительного образования (3 кружка в общежитии – «ЗОЖ» (фото 21,23), «Наследие», «Основы православной культуры и светской жизни» (фото 22));
    • внеклассные мероприятия (фото 24).
    • «Закон Республики Беларусь о правах ребёнка» (1 курс);
    • философские столы «Судьба в руках человека», «Человек. Личность. Гражданин» (Приложение 5) (2 курс), «Мораль и права, совесть и закон» (3 курс), «Проблемы молодёжи вчера, сегодня, завтра» (1 курс);
    • дискуссия: «Мораль и политика, совесть и власть: цель и средства»,(3 курс);
    • откровенный разговор «Время думать политически» (2 курс);
    • сократовские беседы «Права и свободы человека» (2,3 курсы);
    • социально психологическая игра «Здравствуйте, люди!» (2 курс);
    • практикум «Развитие уверенности в себе», «Овладение навыками саморегуляции и самоконтроля» (3 курс);
    • самопрезентация «Самопомощь в сложных ситуациях» (2,3 курсы);
    • конференция «Защита прав человека – двигатель общественного прогресса, гуманизма и демократии» (1-3 курсы, в конце учебного года).
    • формирование лидеров, организаторов, которые в обозримом будущем могли бы взять на себя ответственность в решении экономических и политических задач;
    • воспитание самостоятельной ответственной деятельности;
    • умение давать моральную оценку всех компонентов жизни общества, исторических событий, политических процессов, адекватную государственной политике;
    • умение организовать самовоспитание;
    • умение организовать пропаганду лучших результатов работы ученического самоуправления, распространение опыта работы учебных групп-победителей соревнования (фото 40).
    • разработана карта оценки и самооценки личностного роста подростка для оценивания сформированности гуманистических качеств личности. Результаты показали, что у 70% опрошенных сформировался высокий уровень системы ценностей, социальной активности. Для оценивания  нравственно-патриотических качеств личности проводилось анкетирование. Анализ анкеты; «Я – гражданин Республики Беларусь» (Приложение 8), и опросника: «Мои нравственные ценности» (Приложение 9) показал, что 65% учащихся заинтересованы в улучшении современной экономической, политической, культурной жизни нашей страны.
    • 75% испытывают гордость за свою Родину.88% юношей отметили, что служба в армии и создание хорошей семьи – это их гражданский долг.
    • выявлялся уровень воспитанности личности. Для этой цели применялись опросники: «Мои  нравственные ценности», «Модно ли быть здоровым?».
    • встречи с выпускниками лицея, успешно работающими на строительных объектах, занимающими активную жизненную позицию;
    • встречи с педагогами-ветеранами и их воспоминания о выпускниках, прославивших лицей;
    • конкурсы профессионального мастерства по профессиям «Газоэлектросварщик» (ноябрь 2010 года); «Строительно-монтажные и ремонтные работы» (декабрь 2010); (фото 42, 43)
    • внутрилицейские олимпиады по специальностям «Санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений», «Отделочные строительные работы», «Технология сварочных работ» и столярных специальностей (фото 44, 45).
  • Учащийся группы № 336 Мухин Петр стал призером в личном первенстве на республиканском конкурсе профессионального мастерства по специальности «Каменщик» (фото 4).


    Наши награды
    (фото 2)

    Участники областного конкурса профессионального мастерства
    (фото 3)

    Качество работы – гарантируем
    (фото 4)

    Учащийся-сирота Кулеш Вадим за активное участие в спортивной жизни лицея награжден премией областного Детского фонда.

    Администрация лицея, педагогический коллектив, понимает, что гражданско-патриотическое воспитание должно иметь мировоззренческий стержень, предназначение которого должно соответствовать мировоззрению современной молодёжи и реалиям сегодняшнего дня. Поэтому одним из главных условий эффективности работы воспитательной системы в лице является наличие нормативно-правового обеспечения.

    Основу этого процесса составляют:

     

    В этих документах объемно представлены направления деятельности, составляющие основу системы воспитания в нашей стране. Названные документы являются основополагающими при ежегодном определении акцентов в воспитательной системе лицея и одного из приоритетных её направлений – гражданско-патриотического воспитания.

    I Развитие воспитательной среды для формирования гражданско-патриотических и социально-значимых качеств личности учащихся

    Гражданско-патриотическое воспитание педагоги лицея рассматривают как функцию, свойственную любой педагогической деятельности. Она присуща интеллектуальной, трудовой, общественной, спортивной, досуговой работе, проводимой с учащимися. В.А. Сухомлинский говорил: «Школа лишь тогда школа, когда в ней главный предмет – человековедение». Воспитательная система лицея направлена на развитие социальной и культурной компетентности личности, самоопределения в социуме, формирования человека-гражданина, семьянина, специалиста-профессионала. В состоянии взаимодополнения, взаимообусловленности находятся все структурные подразделения лицея, что позволяет говорить о создании воспитательного пространства. Направления работы, которые находятся в центре внимания педагогического коллектива, обеспечивая создание воспитательного пространства:


    К службе в армии готовимся серьезно
    (фото 6)

    Военному делу, учимся должным образом
    (фото 5)

    Члены БРСМ лицея «болеют» за Гродно
    (фото 7)

    В ногу со временем
    (фото 8)

    Праздник Государственного герба и
    Государственного флага – наш праздник
    (фото 9)

    Работа психологической гостиной
    (фото 10)
     

    Работа по военно-патриотическому воспитанию в соответствии с приказом министра образования Республики Беларусь № 12-01-12/6102/ДС от 15.12.2008 года и направлена на формирование у юношей (96,5% обучающихся) высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.

    В основу данной работы положена осознание и реализация учащимися своих прав и обязанностей перед собой, окружающими людьми, страной.

    Поэтому ежегодно разрабатывается цикл мероприятий, направленных на привитие любви к историческим корням, реальной заботе об экологии, утверждении общечеловеческих ценностей, персональной ответственности за судьбу Родины и свою собственную.

    Это:


    Члены БРСМ в музее лицея
    (фото 11)

    Берем с ветеранов пример
    (фото 12)

    Большую положительную роль в военно-патриотическом воспитании играет совместная работа администрации лицея и подшефной воинской части. Ежегодно составляется план совместных мероприятий по военно-патриотическому воспитанию и допризывной подготовке (Приложение 2). План насыщен практическими мероприятиями, вызывающими огромный интерес у учащихся.
    Это:


    Рады дорогим гостям
    (фото 13)

    Праздник, посвященный Дню защитника Отечества
     (фото 14)

    Посещение учащимися занятий по боевой подготовке в период проведения полевого лагерного сбора полка вызывает повышенный интерес у ребят. Администрация, общественные организации лицея организуют данное мероприятие, прежде всего, для учащихся – сирот и состоящих на учете в ИДН. Участие в этом мероприятии позволяет ребятам сделать правильный выбор в дальнейшей жизненной ориентации, почувствовать романтику и значимость мужского долга, роль армии в жизни общества, осознания своей непосредственной роли в жизни страны.

    Для скорейшей адаптации в самостоятельной жизни для учащихся III курса разработан цикл воспитательных часов. Например: «Знаю ли я свои возможности? Письмо к себе», «Здоровье – первое богатство. Счастливая семья – второе», «Моя профессия, мои знания и умения на рынке труда», «Мужской долг – солдатская честь» и т.д. На эти классные часы приглашаются работники военкомата, базовых предприятий, психологи, родители (фото15).


    Работники военкомата частые гости в лицее
    (фото 15)

    Такая систематическая и целенаправленная работа даёт положительные результаты. Работники службы СППС постоянно проводят: диагностику по изучению уровня военно-патриотической позиции учащихся посредством анкетирования и ранжирования. Такой анализ проводится три раза за учебный год.

    Результаты диагностики

    Вопросы анкеты2008-20092009-2010
    1. Хочешь ли ты служить в армии? 63% 71%
    2. Будешь ли ты поступать в военное училище? 34% 31%
    3. В каком роде войск ты хотел бы служить? ВДВ, МВД ВДВ, МВД, Погранвойска
    4. Одобряют ли родители твой выбор в военной профессии ДА 28% ДА 30%
    5. Не пугают ли тебя опасности, присутствующие в профессии военного? Нет 34% Нет 31%

    Таким образом, прослеживается устойчивая положительная динамика роста сознательного выполнения гражданского долга – стать защитником Отечества.

    21 век – это век человека-исследователя, умеющего владеть культурой самоисследования, исследования собственной учебной и профессиональной деятельности, личной жизни. Эффективно эта задача решается через такие внеклассные формы работы как: олимпиады, интеллектуальные ток-шоу, конкурсы. И как результат, учащийся группы № 318 Гончар Олег стал победителем олимпиады по истории Октябрьского района, посвященной достойной встрече 65-летия Великой Победы, «Бессмертен ваш подвиг, герои Победы».
    Педагоги лицея предоставляют учащимся возможность самостоятельной, ответственной деятельности, через широкий спектр педагогических услуг на любой вкус и уровень развития:


    Развиваем интеллект
    (фото 21)

    У истоков духовности
    (фото 22)

    Празднуем День Великой Победы
    (фото 24)

    В здоровом теле – здоровый дух
    (фото 23)

    Таким образом, организованными формами внеклассной работы охвачено 87% учащихся, что способствует формированию у юношей и девушек, определенных социальных, политических, нравственно-психологических качеств личности, среди которых приоритет отдаётся гражданским знаниям и умениям, которые должны быть адекватными характеру и стилю поведения молодежи, их взаимоотношениям с социальным окружением и совершенствуются в практической деятельности (фото 25, 26).


    Выпускной бал
    (фото 25)

    Вальс всегда в моде
    (фото 26)

    Неоценимую помощь  в этом педагогам и ученическому активу оказывают социальные партнеры в городе Гродно и Октябрьском районе, что позволило  активизировать работу:
    -   по патриотическому воспитанию (Гродненский городской комитет и комитет Октябрьского района ОО «БРСМ»; комитет ветеранов Октябрьского района, подшефная воинская часть);
    -   организации досуга (отделы по работе с молодежью горисполкома и Октябрьского района; кинотеатр «Восток»);
    -   пропаганде здорового образа жизни (управление по физической культуре и спорту областного управления профтехобразования, горисполкома и Октябрьского района, городская поликлиника №3);
    -   правовому воспитанию (правоохранительные органы города и Октябрьского района);
    -   развитию нравственности (областной учебно-методический центр профтехобразования, областной центр технического творчества учащейся молодежи: городская художественная галерея; историко-краеведческий музей города, городской драматический театр).
    Формирование гражданственности и патриотизма у молодежи, является актуальной задачей педагогического коллектива, так как сегодня частично утеряны национальные традиции, преданы забвению элементы белоруской национальной культуры. Поэтому план воспитательной работы (особенно раздел «Гражданско-патриотическое воспитание») спланирован так, чтобы все мероприятия, классные воспитательные и информационные часы раскрывали истинный смысл и значение в жизни человека таких понятий как «защитник Отечества», «уважение и любовь к Родине», «служение народу», «творческий труд» и др.

    Большое внимание уделяется педагогами приобретению  учащимися опыта нравственного поведения, умений и навыков  в проведении национальных праздников. Праздники «Празднование Масленицы» (фото 28), «Я – гражданин Республики Беларусь», посвящённый дню Государственного герба  и Государственного флага Республики Беларусь вызвали очень большой интерес у учащихся (фото 27).


    На государственный праздник
    всем лицеем
    (фото 27)

    Народные гуляния – всегда радуют
    (фото 28)

    Результат проведенных мероприятий – это убеждение, что основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим, и полным созидательной энергии людям, что государственная символика – важная часть существования государства, без которой невозможна полноценная жизнь нашего народа, а государственные символы – герб, гимн, флаг – означают суверенитет и независимость нашей страны, равноправие, свободу, вековую культуру.  (фото 29)
    История, традиции, профессиональная направленность учебного заведения отражены в Гимне и флаге лицея (фото 30).

    Ежемесячно, при проведении торжественных общелицейских линеек по подведению итогов соревнования между учебными группами (Приложение 3), всеми учащимися исполняются Гимны Республики Беларусь, лицея (Приложение 4), вносится знамя нашей страны (фото 31).


    Государственной символике -
    почетное место (фото 29)

    Гимн лицея – наша гордость
    (фото 30)


    Празднуем День знаний
    (фото 31)

    Большое внимание педагоги лицея уделяют формированию гражданской позиции учащихся посредством развития правовой культуры, что особенно актуально в мужском ученическом коллективе.
    В практике работы стало традицией проведение следующих мероприятий:
    цикл классных часов на правовую тематику (час-диспут «Что значит быть патриотом сегодня?»,  дискуссионный практикум «Свобода и закон», ситуативная беседа «Нормы права и морали в обществе», ситуативная беседа-диалог «Как использовать свои права»);
    цикл информационных часов на тему:

    Результаты психолого-педагогической диагностики в 2009 – 2010 учебном году показывают, что благодаря проведённым мероприятиям произошёл рост количества учащихся с твёрдой мотивацией законопослушного поведения (2009 – 73%, 2010 – 84%); желанием заниматься полезной внеурочной деятельностью (2009 – 52%, 2010 – 65%); твёрдой внутреннёй убеждённостью противодействия неформальным лидерам (2009 – 67%, 2010 – 73%) и т.д.
    Важной составляющей гражданско-патриотического воспитания в учебном заведении является физическое воспитание, представляющее собой обучение всестороннему развитию физических качеств человека, решающего фактора сохранения и укрепления здоровья.
    Привитие учащимся навыков здорового образа жизни обеспечивают:
    -   8 спортивных секций в лицее с охватом учащихся 46%;
    -   праздник «День здоровья», посвященный Дню учителя (охвачены100% коллектива); (фото 32)
    -   спортивные соревнования в рамках круглосуточной спартакиады, - по комплексу «Защитник Отечества»; (фото 33)
    -   валеологический лекторий;
    -   воспитательная программа «Здоровыми в будущее» (фото 34);
    -   клуб «Я – будущая мама»;
    -   школа будущих отцов;
    -   кружок «ЗОЖ» в общежитии.

    День здоровья – традиция лицея
    (фото 32)

    Каждый день - активный
    (фото 34)

    Спортивный бой – он трудный самый
    (фото 33)

    Надежным помощником в организации и проведении всех спортивно-массовых мероприятий является совет коллектива физкультуры, члены которого ведут не только пропаганду здорового образа жизни, но и сами являются примером для подражания. Махнач Руслан (330 группа) защищал спортивную честь страны на международных соревнованиях по боксу в Польше; Кулеш Вадим (332 группа, учащийся-сирота) - призёр областных соревнований по комплексу «Защитник Отечества»; Бекиш Наталья (317 группа) - капитан команды по баскетболу; Сырель Андрей (316 группа) - призёр городских соревнований по комплексу «Защитник Отечества». Спортивные победы за 2009 – 2010 в областных соревнованиях:
    1 место - осенний кросс,
    2 место - баскетбол – (девушки),
    2 место - настольный теннис – (юноши),
    3 место - волейбол – (девушки),
    3 место - баскетбол – (юноши),
    3 место мини-футбол – (юноши).
    Педагогическая поддержка сопровождает всех учащихся лицея в течение всего срока обучения. Но самого большого внимания, душевной теплоты, заботы и участия педагогов требуют учащиеся-сироты и учащиеся, занимающиеся в группах ОПФР.
    В 2009-2010 учебном году в лицее занимались 58 учащихся-сирот и 28 человек в 3-х группах ОПФР. Большинство этих учащихся относятся к «группе риска» (63%), так как у них не сформированы навыки общения, многие испытывают затруднения в выстраивании отношений с противоположным полом, не способны самостоятельно определить свои жизненные и профессиональные перспективы. Поэтому социальная адаптация этой категории учащихся и стала предметом изучения и сферой применения инновационного проекта «Внедрение программы социализации учащихся из числа детей-сирот. На 2007-2010 годы». Консультантом проекта являлась Т.А, Исакова, РИПО, старший преподаватель кафедры психологии и профессионального образования, которая оказывала научно-методическую и практическую помощь педагогам, работавшим в проекте. Научно-методическое сопровождение осуществлял Гродненский областной учебно-методический центр профессионального образования. Благодаря тесному сотрудничеству педагогов, учащихся лицея с сотрудниками центра, были получены высокие результаты с большой положительной динамикой развития. Если в 2007 году у названной категории участников проекта группа риска составляла 63%, завышенная самооценка 57%, завышенный уровень агрессии 54%, то в 2010 г. соответственно 13%, 20%, 8%.
    Становление гражданственности и патриотизма учащихся во многом определяется степенью их участия в общественной деятельности. Поэтому каждый ученик из числа сирот и ОПФР обязательно участвует в досуговых мероприятиях, занимается в кружках, спортивных секциях, а проживающие в общежитии – в КТД «Общежитию – наша забота».
    Педагоги лицея убеждены, что чувства патриотизма, нравственности, духовности, приобретаются  только  в диалоге с авторитетными взрослыми. Такими авторитетными взрослыми, кроме педагогов, являются члены попечительского совета лицея. Целью своей работы совет считает – формирование внутренней мотивации молодежи с предоставлением необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, проявления творчества, что обеспечивает успех воспитания гражданской, нравственно зрелой личности, а значит  гражданина, патриота своего Отечества.
    Членами попечительского совета   проводится большая индивидуальная работа как с родителями, недобросовестно выполняющими свои родительские обязанности, так и с учащимися, нарушающими учебную и трудовую дисциплину. В результате, в 2009 – 2010 учебном году пропуски занятий без уважительной причины снизились на 28% по сравнению с 2008 – 2009 годом.
    Благодаря такому чуткому и внимательному отношению со стороны членов попечительского совета родители охотно шли на контакт с педагогами и с желанием посещали лицей. Параллельно проводилась работа с учащимися по привитию им чувства понимания жизненной ситуации родителей, толерантного к ним отношения, а в результате – ответственности за жизненную ситуацию родителей. Итогом такой работы явилось возвращение 3 детей в семьи и восстановление родителей в правах.
    В течение ряда лет успешно работает родительский клуб «Родник», для родителей учащихся «группы риска»1 курса, которым руководит педагог социальный.
    Целью клуба является коррекция отношений в системе «дети – родители», устранение негативных причин неэффективного отношения родителей к проблемным подросткам, гуманизация взаимоотношений родителей с детьми. Особое внимание уделяется вопросам воспитания законопослушания, трудовой дисциплины, уважения сложившихся семейных и национальных традиций, формированию духовной культуры, ответственности в выполнении семенных ролей. Результатом работы клуба является снятие 14 учащихся с внутрилицейского учёта в июне 2010 года, повышение знаний по вопросам гражданско-патриотического воспитания, установление партнерско-доверительных отношений между родителями, педагогами и учащимися
    В текущем учебном году, члены попечительского совета, работники службы СППС, ученический актив объединились над решением нравственно и социально сложной проблемы.
    В течение 2009-2010 учебного года трое девушек-учащихся стали матерями, в том числе две сироты. Педагог-психолог, педагог социальный, кураторы, мастера производственного обучения, активно проводили воспитательные беседы, мероприятия психолого-педагогической поддержки и социальной адаптации задолго до рождения детей. Психолого-педагогическая поддержка и материальная помощь вселили чувство уверенности, определили позитивный взгляд молодых матерей в  завтрашний день,  для них самих и их детей. Лицей стал для девушек тем оплотом, на который  можно положиться в решении сложных жизненных ситуаций. Ключевым моментом  в положительном решении данной проблемы, явилась гражданская позиция, выразившаяся в том, что ни один новорождённый не остался сиротой.

    Работники службы СППС констатируют, что системный подход явился наиболее эффективным в решении сложных жизненных проблем учащихся и показатель формирования качества готовности к семейной жизни значительно повысился.

    II Роль ученического самоуправления в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности

    Становление гражданственности и патриотизма учащихся во многом определяется степенью их участия в общественной деятельности и в работе молодежных общественных формирований. Подавляющее большинство учащихся лицея имеет потребности в реализации своей социальной активности  через участие в деятельности различных молодежных организаций. Восемь формирований ученического самоуправления объединяют учащихся-активистов:
    ученический профком (100% охват учащихся профсоюзным членством); (фото 35)
    старостат (12% обучающихся);
    комитет ОО «БРСМ» (43% обучающихся – члены БРСМ); (фото 36)
    совет общежития (47% проживающих);
    совет коллектива физкультуры (38% обучающихся) (фото 37);
    совет музея (26% обучающихся);
    совет библиотеки (14% обучающихся);
    совет КТД «Общежитию – нашу заботу» (86% проживающих в общежитии);
    школа лидера (75% обучающихся) (фото 38, 39);


    Гласность в работе
    ученического самоуправления
    (фото 35)

    Весь мир человек украшает собой
    (фото 36)

    Совет коллектива физкультуры
    (фото 37)

    В лицее - мода на здоровье
    (фото 38)

    «Я в лидеры пошел - и этому меня здесь учат»
      (фото 39)

    Основными показателями эффективности достижения целей и решения задач, поставленных перед ученическими общественными формированиями,  являлись:

    Гражданско-патриотическая работа в лице воплощается через деятельность клуба молодого избирателя, который содействует практической реализации демократического участия молодежи в общественных процессах в государстве и работает под руководством комитета БРСМ (фото 41).

    В рамках клуба проводится анкетирование «Я – избиратель» (Приложение 6),«Если бы я был депутатом» (Приложение 7). После изучения результатов анкетирования составляется план работы с целью активизации гражданской позиции учащихся. Мероприятия проводятся два раза в месяц в форме семинаров-практикумов, круглых столов, дискуссий, встреч с интересными людьми, депутатами республиканского и регионального значения.  Данная  работа приводит учащуюся молодежь к пониманию значения выборов в жизни страны, структуры и функций идеологии государства, к осознанному личностному выбору, гордости за возможность высказать каждым молодым избирателем свою гражданскую позицию.


    Опыт работы лучших - достояние всех
    (фото 40)

    Будущие молодые избиратели в музее лице
      (фото 41)

    В 2010 году, в год выборов Президента Республики Беларусь клуб молодого избирателя работает с сентября месяца, в котором занимается 87 человек (14%). В процессе обучения у молодых людей складывается твёрдое внутреннее убеждение, что отдавая свой голос – они выбирают свое будущее.
    В условиях демократизации общественной жизни чрезвычайно актуальна проблема формирования лидеров, организаторов, так как современную молодежь объединяет желание занимать активную жизненную позицию. Эти задачи решаются в «Школе лидера», где руководители общественных организаций совместно с работниками службы СППС, формируют у учащихся позитивное мировоззрение, умение работать как индивидуально, так и командой для достижения поставленной цели. В «Школе лидера» гражданские знания и умения становятся адекватными характеру и стилю поведения молодежи, взаимодействия с социальным окружением. Самыми распространенными формами работы являются: тренинги, ролевые игры, участие в практических мероприятиях с последующим анализом организаторской работы и проявления личностных лидерских качеств: умения владеть ситуацией, принимать решение, брать ответственность на себя, делать верный выбор (людей, проблем, задач) с одновременным умением удовлетворить потребности и интерес команды, не выходя за пределы правил и норм поведения.
     На основе анализа результативности  используемых приемов в работе с активом:

    Результаты показали, что 67% учащихся обладают устойчивыми убеждениями и отстаивают свои взгляды.
    Это говорит о том, что сегодняшняя молодежь заинтересована в улучшении жизни общества в целом и своей в частности.
    С целью дальнейшего формирования общественной активности, личной ответственности за положение дел в коллективе лицея, а в последствии производственном, комитет БРСМ выступил с инициативой о проведении акции в 2010-2011 учебном году «Герои нашего времени». Акция приурочена к 70-летию создания системы ПТО. Инициатива руководством и педагогическим коллективом лицея поддержана. Утвержден план проведения акции, согласно которому в течение года будут организованы мероприятия:

    Каждый из нас – творец своих дел
    (фото 42)
     

    Труд – основа жизни
    (фото 43)

    Создаем красоту своими руками
    (фото 44)

    К большому результату – своим путем
    (фото 45)
     

    Примером позитивного отношения учащихся к коллективному труду, в лучших традициях его организации, радость от результатов, удовлетворение чувства собственного достоинства от совместной работы «на равных» с руководителями молодёжных организаций города и Октябрьского района, своими педагогами являются молодёжные акции, в которых учащиеся традиционно принимают участие с большим желанием. Молодежные акции в воспитательной системе лицея, выполняют роль катализатора творчества, инициативы, организаторских способностей членов первичной организации ОО «БРСМ».

    С 01.04.10 по 09.05.10 в два этапа проводилась областная акция «65 деревьев в честь 65-летия Победы».

    Гімн ліцэя
    Музыка: Э. Калманоўскага
    Словы: Калектыў супрацоўнікаў ліцэя

    Нам шанцуе с табой
    У ліцэі вучыцца ў родным,
    Жыць адзінай сям`ей
    На праспекце Купалы ў Гродна.
    Як прыветна гарыць
    Ззяе свет ў ліцэі ўсім людзям.
    І ўдзячны яму
    Аб`яднаныя лесам мы будзем

    Разам пройдзем з табой
    Праз усе перашкоды ўпарта.
    Будзем шчасце ствараць.
    Жыць на свеце тады толькі варта.
    Прабягаюць гады,
    Новых мар узлятаюць вяршыні
    Будзем разам заўжды
    Цверда крочыць, натхненыя імі.

    Хай не меркне ў гадах
    І лунае ліцэйская слава.
    Мы памножым яе
    Добраю і надзейнаю справай.
    Дык жыві і квітней
    Родны дом педагогаў і вучняў.
    Мы ўзвысім цябе
    Будаўнічаю славаю гучнай.

     

    Воспитательная система УО "ГГПЛ строителей №1"

    Скачать


 
 
 
 
 
  
 
  
 

Авторизация



Голосования

Куда Вы планируете поступать после окончания школы?
 

Карта проезда

Погода

GISMETEO: Погода по г.Гродно